- МАЛЫЙ БИЗНЕС
- – субъекты хозяйствования, объединяющие малые предприятия и занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью. В современной российской истории развитие М. б. прошло несколько этапов. Первый этап (1985–87) характеризуется деятельностью центров научно-технического творчества, малочисленностью участников предпринимательства и его экспериментальным характером.
На втором этапе (1987–88) предпринимательство развивалось в основном в виде кооперативов.
Третий этап (1989–90) характеризуется принятием законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий; расширением сферы деловой активности предприимчивых людей; диверсифицированием номенклатуры организационных форм предпринимательства.
Четвертый этап (1991–92) отмечен коммерциализацией и появлением среднего и крупного бизнеса; быстрым ростом малых предприятий в различных организационно-правовых формах.
Пятый этап (1993–94) – период широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательской деятельности. Предпринимательство развивалось в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного спроса.
На шестом этапе (1995–98) оказались практически исчерпанными возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности, поэтому многие малые предприятия прекратили свое существование. В экономике страны набирала силу тенденция к концентрации и централизации капиталов, началось поглощение предприятий.
Седьмой этап начался после 1998. Развитию М. б. препятствовали: неразвитость сектора частной собственности; отсутствие оптового рынка сырья, материалов, оборудования; неразвитость рынка рабочей силы; неподготовленность кредитной системы для финансирования малых предприятий; правовая незащищенность новых юридических лиц; отсутствие государственной программы помощи М. б.
Экономика от А до Я: Тематический справочник. — М.: Инфра-М. Г. М. Гукасьян. 2007.